Сегодня утром жена рассказала мне о ребенке, чуть постарше нашей дочки, которого у нас в Москве в школе признали «запоздалым». Родители у него – художники, богомазы. Нормальный мальчуган, с проявленной склонностью к иностранным языкам. В течение всех первых лет родители не могли оставить на его пути будильника, он немедленно разобрал бы его, это типично для всех ребят, хотя у него дело доходило до дверных петель.
В чем был вопрос? Он никогда не собирал пазлы. Лично я считаю их безобидной игрой, нет в них ничего антипедагогичного, равно как не стоит их возводить в показатель оценки произвольного анамнеза, составленного, очевидно, непрофессиональными дилетантами. После такой оценки, родители подарили ему пресловутые пазлы, которые спустя несколько дней он разрешал в два раза быстрее своих одноклассников.
Из этого эпизода я хочу извлечь мораль, механизм, логику, имеющую минимальную статистическую обоснованность.
Помню, в 1978 г., в лицее в Риме, был у нас такой предмет, «обществоведение». Понятно, стоит в Италии придумать что-нибудь положительное, сразу надо это упразднить. Так оно и сложилось с этим предметом: ведь сегодня, он был бы самым подходящим для изучения, скажем, Конституции своей страны. Ладно, проехали, вернемся к той эпохе. С нескрываемым злорадством, хотя и с искренним удивлением, мы открыли для себя, что, на основании некоего опроса (уже тогда…), 70% наших сверстников в США были уверены, что, во время Второй мировой войны, США (но они говорят «американцы») и СССР (но они говорили «русские») воевали друг против друга. С тех пор прошло тридцать лет, тогдашним двадцатилетним ребятам стукнул полтинник. Иначе говоря, это сегодняшний правящий класс самой мощной державы нашей планеты. Что же тогда удивляться, что их президент путает, я уж не говорю Словению со Словакией, но даже Австрию с Австралией?
С середины восьмидесятых годов, с началом перестройки, и главное после распада СССР и вооруженного захвата власти Ельциным, после расстрела Белого дома в 93-м году, на постсоветском географическом пространстве стал укрепляться американский миф, Кока-Кола, Макдоналдс, торговые знаки, неоновая реклама, небоскребы, жвачка.
К счастью, новое тысячелетие охарактеризовано раскрепощением и разочарованием. Тем временем, двадцатилетняя молодежь двадцатилетней давности сегодня работает преподавателями. И дают оценки незадачливым детям, родившимся в этом тысячелетии, руководствуясь тестами. Если срочно не повернуть вспять эту тенденцию, сегодняшние несчастливцы будут тестировать завтрашних, и все будет кончено: Соединенные Штаты Земли.